Я помогаю малым предприятиям быстро решать свои проблемы с денежными потоками. Вот 3 вещи, которые я бы посоветовала делать всем во время рецессии, чтобы сэкономить как можно больше денег
Лара Ходжсон является генеральным директором Now и работает с тысячами малых предприятий в разных секторах. По ее словам, малый бизнес должен заранее продумывать сценарии, например, что делать, если стоимость товаров удвоится. Также Ходжсон говорит, что владельцы бизнеса должны откладывать деньги в установленные сроки, чтобы подготовиться к рецессии.


Рецессия – это напряженное и неопределенное время для любого. Но для малого бизнеса оно на порядок сложнее.

В то время как инфляция приводит к росту стоимости всего, от сырья до рабочей силы, владельцам малого бизнеса приходится еще больше конкурировать за бизнес, поскольку в это время снижается потребительский спрос. У крупных компаний есть ресурсы, экономия за счет масштаба и высокая маржа, чтобы снизить цены и выиграть сделки, в то время как небольшие компании испытывают давление с обеих сторон.

Ни один экономист не может точно сказать вам, чего ожидать в ближайшие недели, месяцы и годы, но я знаю, что, независимо от того, что ждет нас впереди, малый бизнес должен подготовиться уже сейчас. Благодаря стратегической подготовке и правильным инструментам владельцы малого бизнеса могут выдержать шторм и даже активно продвигаться вперед, когда появляются возможности.

Как генеральный директор Now®, решения для ускорения платежей и денежных потоков в сфере B2B для малого бизнеса, я работаю с тысячами малых предприятий во всех отраслях и секторах и сижу в торговых точках. Я вижу опережающие экономические показатели — например, количество дней, необходимых для оплаты счетов, или споры, когда товар или услуга доставлены не в полном объеме, — раньше, чем весь остальной мир. И самое главное, я вижу разницу в подготовке бизнеса.

Лично я не только пережила рецессию, но и открыла несколько предприятий во время нее. Этот опыт сослужил мне хорошую службу и позволил стать предпринимателем с резиденцией в Гарвардской школе бизнеса, приглашенным докладчиком во многих университетах и конференциях, а также всемирно признанным спикером, ведущим семинары по инновациям и доступу к капиталу, и все это для помощи малому бизнесу.

Что касается ошибок, я совершила их все. Вот что я узнала о том, как подготовиться к рецессии.

1. Создайте план-сценарий

Возьмите каждую из ваших бизнес-затрат — сырье, услуги, сотрудники – и запишите их. Возьмите каждую из них отдельно и спросите:

Что бы я сделал, если бы стоимость этого товара удвоилась?

Как это повлияет на мою способность предоставлять услуги моим клиентам?

Или заботиться о своих сотрудниках?

И как я могу противостоять последствиям?

Изменит ли это моих клиентов?

С другой стороны, что произойдет, если спрос сократится вдвое или мой крупнейший клиент уйдет?

Как я мог бы использовать этот один пункт для ответа?


Выполните это упражнение для каждого элемента вашего бизнеса. В итоге вам предстоит проработать несколько разных сценариев — это хорошо.

Единственное, чего владельцам малого бизнеса не хватает больше, чем капитала, – это времени. Как найти время для выполнения этого упражнения? Выделяйте полчаса в день (если нужно, займите время в своем календаре «фальшивой» встречей), сядьте где-нибудь в тихом месте и обдумайте каждое из них.

Достаточно скоро у вас будет подробный план поворота на случай, если ситуация изменится. Помните, что поворот – это не смена направления. Речь идет о повороте вокруг фиксированной точки или точки опоры. Неподвижная точка – это ваш истинный север, и она не может сдвинуться с места; если это произойдет, вы рискуете перейти от поворота к блужданию. Потратьте время на определение своей опорной точки, и вам будет на что опереться, если и когда приближается шторм.

2. Соберите как можно больше наличных из как можно большего количества источников

Сейчас самое важное, что может сделать малый бизнес, – обеспечить реальные денежные потоки, чтобы сохранить гибкость во время потенциальной рецессии.

Также, как есть люди, готовящиеся к «шторму», будьте готовы к деньгам. Это не означает обращение в банк или продажи акций. Каждое физическое или юридическое лицо в вашей экосистеме может быть источником капитала; наметьте каждую организацию, с которой вы взаимодействуете, и проявите творческий подход.

Например, может ли кто-либо из ваших клиентов внести авансовый депозит, если это необходимо? Или поставщик согласится позволить вам платить с отсрочкой? Эти беседы помогут вашему бизнесу, клиентам и поставщикам лучше подготовиться к тому, что должно произойти.

Я делала это много раз, и часто поставщики выражают благодарность за то, что я поднимаю проблемы до того, как они возникают. Проведите эти беседы сейчас, а не в разгар «шторма», когда все паникуют и не мыслят рационально.

3. Найдите способы ускорить получение вашего фактического дохода

Ускорение оплаты счетов может быть не самой привлекательной частью владения бизнесом, но понимание того, что это такое и как извлечь из этого выгоду, может быть вопросом жизни и смерти для вашего бизнеса. Получение ваших денег в соответствии с вашими сроками, а не вашими клиентами, открывает дверь для расширения вашего бизнеса, оплаты ваших поставщиков и выплаты заработной платы.

Прямо сейчас малому бизнесу необходимо создать разнообразный набор ресурсов, поскольку ни один инструмент не удовлетворит все ваши потребности.

Так, по-прежнему существуют государственные программы, связанные с пандемией, в рамках которых можно получить наличные средства.

Выйдя из пандемии, мы стали свидетелями образования большего числа малых предприятий, чем когда-либо прежде в истории. Это стало благом для предпринимателей, особенно для женщин. Но без подготовки сейчас существует риск, что эти предприятия не продержатся во время экономического спада.

Рецессии – это возможность

Время для таких разговоров сейчас, а не когда вы паникуете и изо всех сил пытаетесь удержаться на плаву. Подготовка к предстоящим экономическим вызовам сделает нас умнее, сильнее и проворнее.

Не забывайте, что рецессии могут быть возможностью. Многие сокращают расходы, прячутся и переждут шторм, поэтому меньше голосов рекламируют свой бизнес. Разрушителям и новаторам легче захватить долю рынка, создать новый бренд или произвести фурор в прессе, но только если они готовы.

Примите трудное решение; сделайте этот скачок. Не позволяйте хорошему кризису пропасть даром.