Сохраняйте оптимизм, стремитесь к прибыли и сокращайте рабочие места одним махом. Инвесторы, пережившие крах доткомов, дают основателям 5 советов о том, как пережить экономический спад
Стартапы вводят мораторий на найм и увольняют персонал, поскольку денежные средства инвесторов иссякают. Insider попросил инвесторов, переживших крах доткомов, дать совет собственникам. Они призвали руководителей нацелиться на прибыльность и сократить рабочие места за один раз, а не итеративно.

Илкка Кивимяки продал свою первую компанию, PC Superstore, в 1999 году. После успешного выхода во время бума доткомов он быстро открыл другой бизнес.

Его следующая фирма, Wicom Communications, предоставляла корпоративное обслуживание и программное обеспечение для контакт-центров небольшим телекоммуникационным компаниям. Вскоре после того, как он создал Wicom, рынок рухнул.

«Когда пузырь доткомов лопнул, было чрезвычайно сложно привлечь финансирование», - рассказал «Инсайдеру» Кивимяки, ныне соучредитель и управляющий партнер Европейского посевного фонда Maki.vc.

«И как раз в тот момент, когда нам удалось преодолеть эту проблему и привлечь 12 миллионов евро для нашей компании, два месяца спустя произошло 11 сентября, и все пошло от плохого к худшему».

Интернет-компании вызвали бум доткомов в конце 1990-х годов, когда инвесторы вкладывались в предприятия, обещая будущую прибыльность, которая во многих случаях так и не была получена. Пузырь лопнул в 2001 году, расширив более масштабные рынки и уничтожив огромные суммы с оценок некоторых крупнейших мировых технологических компаний, включая Intel и Oracle. Некоторые аналитики предположили, что продолжающееся падение акций технологических компаний имеет поразительное сходство с крахом 2001 года.

В конце концов Кивимяки продал Wicom Communications компании SAP в 2007 году, через шесть лет после того, как пузырь начал лопаться. Он боролся с траекторией роста, увольнениями и общей бизнес-стратегией, поскольку потенциальные клиенты обанкротились.

«Временами я так переживал и нервничал, что мне приходилось идти к врачу, чтобы убедиться, что у меня нет сердечного приступа».

Сейчас стартапам стало сложнее привлекать денежные средства, поскольку фирмы отказываются от роста ради получения прибыли на фоне надвигающейся рецессии. Стартапы начали сокращать рабочие места в различных отраслях, включая криптографию, быструю доставку и финтех. Ветеран инвестирования Джереми Грэнтэм, который назвал крах доткомов, предсказал общее падение акций примерно на 40%.

Кивимяки - один из многих инвесторов, переживших периоды крайней неопределенности в сфере технологий.

Джи Фернандо, опытный предприниматель и председатель некоммерческого акселератора Subak, руководил своей второй компанией Techlightenment, агентством социальных сетей, во время краха 2008 года. В другом месте Стивен Макинтайр, партнер Frontline Ventures, пережил увольнение 50 000 человек в Ericsson, когда он был инженером во время краха доткомов.

Кивимяки, Фернандо и Макинтайр поделились советами для основателей о том, как справиться с экономическим спадом, основываясь на собственном опыте.

Честная математика

«Как бы тяжело это ни было, будьте предельно честны в своем первом прогнозе», - сказал Кивимяки.

Во время краха доткомов денег было недостаточно для привлечения. Кивимяки сказал, что все руководители должны быть готовы к тому, что венчурный капитал иссякнет, и готовы спросить себя: «Выживет ли моя компания без нового финансирования в течение следующих 18-24 месяцев?» и «Выживут ли мои клиенты?»

В случае с Wicom Communications они этого не сделали.

«Нашими клиентами были небольшие европейские телекоммуникационные компании, которые обанкротились, когда лопнул пузырь или сразу после него», - сказал Кивимяки. «Поэтому нам пришлось переключить наше внимание на компании среднего размера и крупные компании и изменить весь наш бизнес-план в процессе».

Многие быстрорастущие стартапы предпочитают привлекать венчурный капитал, но председатель Subak Джи Фернандо сказал, что предприятиям следует сначала подумать о начальной загрузке.

«Будучи начинающим бизнесом, а не постоянно ищущим финансирование, вы сможете принимать деньги на более выгодных условиях, когда на рынок поступит больше денег», - сказал он. «Это особенно актуально, если вы делаете что-то новое».

Создайте новый план, способствующий прибыльности

После того, как основатели столкнулись с математикой, они должны составить подробный план того, что необходимо для того, чтобы их бизнес стал прибыльным.

По словам Кивимяки, в плане должны быть очень конкретные пункты действий и этапы, которым нужно следовать.

«В большинстве случаев выживание и прибыльность означают радикальное сокращение численности персонала и других затрат — примерно на 30-60%», - сказал он.

«Кроме того, измените подход к работе с клиентами с точки зрения обеспечения роста на повышение эффективности и экономии денег — то есть темы, которые больше адресованы финансовому директору, чем генеральному директору».

Темпы изменений также важны. По словам Фернандо Субака, если сокращения или смещение акцента связаны с картами, делайте это немедленно. «И рискуйте, когда переориентируетесь. Последствия будут, но ошибитесь в скорости из-за длительных обсуждений или размышлений».

Если вам нужно произвести увольнения, сократите один раз и основательно


Экосистема стартапов гудит от новостей о потерях рабочих мест.

По словам Кивимяки, это печальный, но неоспоримый факт, что увольнения часто необходимы, но «когда вы это делаете, сделайте это один раз и сделайте основательный рывок».

Отсутствие ощущения безопасности и стабильности может испортить настроение в офисе и создать демотивирующую атмосферу. По словам Кивимяки, может помочь основательное сокращение, только один раз, и информирование сотрудников о том, что увольнений больше не будет.

«Затем начните восстанавливать команду, пока ваши коллеги убивают свои компании несколькими последовательными сокращениями», - добавил он.

Стивен Макинтайр из Frontline добавил, что увольнения могут повлиять на оставшихся сотрудников, поэтому руководителям следует сосредоточиться на защите корпоративной культуры.

«Увольнения могут спровоцировать волны дополнительного и неконтролируемого сокращения персонала из-за притяжения сильных командных связей, над созданием которых компания так усердно работала», - сказал Макинтайр, который также был директором Google в период краха 2008 года.

«Менеджеры должны сосредоточить свои усилия на удержании тех сотрудников, которые оказывают сильное влияние на других, сотрудников, являющихся культурно влиятельными и высокоэффективными».

Старайтесь поддерживать высокий моральный дух посредством общения

Стартапы, как правило, работают с полной отдачей, что означает, что есть много возможностей для повышения квалификации и карьерного роста, но это меняется по мере замедления роста, сказал Макинтайр.

Менеджеры должны вдохновлять и мотивировать людей пережить шторм с помощью конкретной и структурированной поддержки, основанной на том, чего сотрудники хотят от должности в течение следующих 12 месяцев, а не в течение следующих пяти лет, добавил он. «Умение выслушивать - это ключ».

По словам Макинтайра, привлечение первой линии менеджеров по персоналу к продвижению и становлению лидерами - один из способов избежать неопределенности сверху вниз.

«Несмотря на то, что их часто упускают из виду, у них самые прямые отчеты, и поэтому они должны быть наделены необходимой информацией и руководством для руководства».

Сохраняйте оптимизм, потому что вы можете выйти на первое место

По словам Кивимяки и Фернандо, каждый экономический спад - это еще и возможность.

Запуск в это время означает, что «вы не проиграете компании, которая обычно может перехитрить вас деньгами», - сказал Фернандо. По этой причине он считает, что сейчас один из лучших моментов для этого.

«У вас больше шансов добиться успеха с меньшими затратами, потому что более крупные, более солидные компании сосредотачивают свои усилия на привлечении денег», - сказал он. «Итак, если вы делаете что-то новое и у вас есть модель с низкой стоимостью, у вас больше шансов на победу».

Кивимяки добавил: «Если вам удастся пережить это, вы, вероятно, выйдете с потерей половины конкурентов, с очень сплоченной командой и новым фокусом на вашем продукте. Таким образом, вы будете готовы пережить следующий период бума намного раньше конкурентов».