Возможно, вы не так беспристрастны, как думаете.
20 когнитивных искажений, которые могут повлиять на ваши решения

- Когнитивные искажения могут помешать нам действовать в наших собственных интересах.
- Никто не застрахован от когнитивных искажений – таких, как самоуверенность, избирательное восприятие, стереотипы.
- На рабочем месте эти искажения влияют на то, как мы сотрудничаем и кого мы принимаем на работу.


Мы принимаем тысячи рациональных решений каждый день — ну или так мы думаем. От того, что мы будем есть на завтрак, обед и ужин до того, должны ли мы сделать серьезный шаг в карьере. Исследования показывают, что существует ряд когнитивных искажений, которые влияют на наше поведение — и они могут помешать нам действовать в наших собственных интересах.

Никто не застрахован от когнитивных искажений – таких, как самоуверенность, избирательное восприятие, стереотипное мышление. На рабочем месте они влияют на то, как мы взаимодействуем с клиентами, сотрудничаем с коллегами и кого принимаем на работу. Тем не менее, эксперты говорят , что искажения имеют большие перспективы для устранения предвзятости при приеме на работу.

Будучи директором по продуктам в стартапе программного обеспечения для проверки данных Checkr, Дениз Хемке разрабатывает дизайн продукта, который обеспечивает справедливую и равноправную практику найма для крупных компаний, включая Uber, Instacart, Shipt и Lyft.

Checkr помогает клиентам увеличить свою воронку найма, пересмотрев свое определение квалифицированного кандидата. Этап проверки биографических данных при приеме на работу может быть обременительным для руководителей отдела кадров", - сказал Хемке Инсайдеру. "Это часто приводит к бессознательному формированию стереотипов, когда кандидаты раскрывают криминальное прошлое".

Хемке говорит, что стереотипы - одно из самых больших предубеждений, влияющих на решения о приеме на работу. "Стереотипы американцев с криминальным прошлым исторически удерживали это население от достижения восходящей мобильности, стимулируя рецидивизм и продолжающуюся нехватку рабочей силы", - сказал Хемке. На рабочем месте стереотипные предубеждения дорого обходятся компаниям и кандидатам.

Здесь мы собрали наиболее распространенные предубеждения, которые мешают нам принимать решения.

1. Эффект якоря.

Люди чрезмерно полагаются на первую информацию, которую они слышат, даже если она ошибочная. В переговорах о зарплате тот, кто делает первое предложение, тот и устанавливает максимально возможный диапазон в сознании каждого человека.

2. Эвристика доступности.

Люди переоценивают важность доступной им информации. Человек может возразить, что курение не вредно для здоровья, потому что он знает кого-то, кто дожил до 100 лет и выкуривал по три пачки в день.

3. Эффект подножки.

Вероятность того, что один человек примет искажение, увеличивается в зависимости от количества людей, которые придерживаются этой веры. Эта мощная форма группового мышления и является причиной того, что собрания часто бывают непродуктивными.

4. Смещение в слепую зону.

Неспособность распознать свои собственные когнитивные искажения сама по себе является предубеждением. Люди гораздо чаще замечают когнитивные и мотивационные отклонения в других, чем в себе.

5. Предвзятость в пользу выбора.

Когда вы что-то выбираете, вы склонны относиться к этому положительно, даже если у этого выбора есть недостатки. Например, вы считаете, что ваша собака потрясающая – даже если она время от времени кусает людей.

6. Иллюзия кластеризации.

Тенденция видеть закономерности в случайных событиях. Это ключ к различным заблуждениям. Например, в азартных играх идея о том, что красное с большей или меньшей вероятностью появится на столе рулетки после череды красных.

7. Предвзятость подтверждения.

Мы склонны прислушиваться только к информации, которая подтверждает наши предубеждения – одна из многих причин, по которым так трудно вести разумный разговор об изменении климата.

8. Предубеждение к консерватизму.

Где люди отдают предпочтение предыдущим доказательствам, а не появившимся новым фактам или информации. Люди не спешили признавать, что Земля круглая, потому что они придерживались своего прежнего предубеждения, что планета плоская.

9. Информационная предвзятость.

Склонность искать информацию, когда она не влияет на действия. Больше информации не всегда лучше. Располагая меньшим количеством информации, люди часто могут делать более точные прогнозы.

10. Эффект страуса.

Решение игнорировать опасную или негативную информацию путем «захоронения», пряча голову в песок, как страус. Исследования показывают, что инвесторы значительно реже проверяют стоимость своих активов во время падения рынка.

11. Предвзятость результатов.

Судить о решении на основе результата, а не о том, как именно решение было принято в данный момент. Просто потому, что ты много выиграл в казино, это еще не значит, что рисковать своими деньгами было разумным решением.

12. Чрезмерная самоуверенность.

Некоторые из нас слишком уверены в своих способностях, и это заставляет нас идти на больший риск в нашей повседневной жизни. Эксперты более склонны к такому предубеждению, чем непрофессионалы, поскольку они более убеждены в своей правоте.

13. Эффект плацебо.

Когда простая вера в то, что что-то окажет на вас определенное воздействие, приводит к тому, что оно оказывает такое воздействие. В медицине люди, получающие поддельные таблетки, часто испытывают те же физиологические эффекты, что и люди, получающие настоящие таблетки.

14. Склонность к инновациям.

Когда сторонник инновации склонен переоценивать его полезность и недооценивает его недостатки.

15. Актуальность.

Тенденция придавать большее значение последней информации, чем более старым данным. Инвесторы часто думают, что рынок всегда будет выглядеть так, как он выглядит сегодня, и принимают неразумные решения.

16. Значимость.

Наша тенденция фокусироваться на наиболее легко узнаваемых чертах человека или концепции. Когда вы думаете о смерти, вас может беспокоить, что вас растерзает лев, в отличие от того, что статистически более вероятна, например, смерть в автомобильной аварии.

17. Избирательное восприятие.

Позволять нашим ожиданиям влиять на то, как мы воспринимаем мир. Эксперимент, связанный с футбольным матчем между студентами двух университетов, показал, что одна команда видела, как команда противника совершала больше нарушений.

18. Стереотипирование.

Ожидать, что группа или человек будут обладать определенными качествами, не имея реальной информации об этом человеке. Это позволяет нам быстро идентифицировать незнакомцев как друзей или врагов, но люди склонны злоупотреблять этим.

19. Предвзятое отношение к выживанию.

Ошибка, которая возникает из-за того, что мы фокусируемся только на сохранившихся примерах, заставляя нас неправильно оценивать ситуацию. Например, мы могли бы подумать, что быть предпринимателем легко, потому что мы не слышали обо всех тех, кто потерпел неудачу.

20. Предвзятость с нулевым риском.

Социологи обнаружили, что мы любим определенность - даже если это контрпродуктивно. Полное устранение риска означает, что нет никаких шансов на причинение вреда.