ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН
«Я проинтервьюировал 400 руководителей. Я видел, как те, у кого есть PR, технологии или навыки работы с людьми, имеют больше шансов подняться на вершину»
Хедхантеры будут рыскать по миру работы в поисках подходящих лидеров, которые возьмут на себя управление корпорациями после пандемии, и мне ясно, что многие из них придут из неожиданных источников.

Я взял интервью у 400 руководителей: от Энн Джессопп из Королевского монетного двора Великобритании до Ханса Вестберга из Verizon. За свою 20-летнюю карьеру бизнес-журналиста, я заметил тонкий сдвиг в том, откуда приходят лидеры.

Операционные и финансовые должности, которые компании долгое время считали достаточно весомым опытом для управления, сталкиваются с конкуренцией.

По мере появления спроса на другой набор навыков, области, которые когда-то считались легкими дисциплинами, оцениваются по-другому.

В частности, именно те, кто хорошо разбирается в отношениях с людьми, коммуникациями и технологиями, имеют больше шансов на высшую должность, чем когда-либо прежде.

Должно быть очевидно, почему. Эти три области теперь представляют собой самые большие возможности для лидера и самую большую головную боль одновременно.

Мягкие навыки, такие как обеспечение заботы компании о своих сотрудниках, вышли на первый план в период длительной удаленной работы. Даже в обычное время современные корпорации более проницаемы, чем когда-либо, благодаря Glassdoor и другим каналам социальных сетей. Технология связывает все воедино.

Эти когда-то второстепенные заботы, отвергнутые, как просто центры затрат или вспомогательные функции, были подняты в корпоративном сознании.

Если раньше руководители подразделений обладали властью в качестве ожидающих руководителей, то теперь человеческие ресурсы, корпоративные вопросы и технологии сокращают жизненно важные горизонты в их организациях. Эксперты в этих областях стали искусными в продвижении вперед, приобретая более широкий деловой опыт и ответственность за прибыль и убытки по ходу дела.

Черты главного сотрудника по персоналу совпадают с чертами генерального директора
Целеустремленность, преданность и доверие занимают умы лидеров и их сотрудников. Интеллектуальный капитал стал еще более важным по мере роста числа фирм, ориентированных на легкие активы.

Исследование, проведенное в 2014 году академиком Дэйвом Ульрихом и хедхантером Элли Филлер, показало, что черты характера старших сотрудников отдела кадров больше похожи на черты генерального директора, чем на других лейтенантов высшего ранга.

Плотина еще не прорвана, но есть признаки того, что это произойдет.

Когда в 2014 году Мэри Барра стала генеральным директором General Motors, ее повышение считалось большой победой для сотрудников отдела кадров. На пути к вершине автопроизводителя Chevrolet и Cadillac она два года проработала вице-президентом по глобальным кадрам.

Джессопп присоединилась к 1100-летнему британскому Королевскому монетному двору в качестве директора по персоналу в 2008 году, став генеральным директором через десять лет после того, как взяла на себя более широкие обязанности. Она рано заработала себе шпоры, успокоив подозрительную рабочую силу, когда правительство Великобритании изменило структуру собственности производителя монет.

Джон Спаркс, исполнительный директор британской благотворительной организации Crisis по борьбе с бездомными, начинал, как сотрудник по связям с сотрудниками в электронном конгломерате GEC, но после перешел в некоммерческий сектор, а затем возглавил благотворительную организацию для инвалидов Scope, где в качестве директора по персоналу он выполнял программу больших изменений.

Руководители, которые хорошо общаются, играют ключевую роль в кризисе
Пандемия стала напоминанием о том, что генеральный директор, который хорошо общается, играет ключевую роль в кризисе и в любой момент может оказаться, что нужно управлять сложными заинтересованными сторонами. Это означает, что сотрудники по связям с общественностью, которые раньше стремились управлять своим собственным торговым объединением в качестве вершины карьеры, теперь могут ставить перед собой более высокие цели.

Их доказательствами, показавшими, что можно использовать свои навыки в качестве стартовой площадки для набора CEO, был Ричард Плеплер. Он был директором по связям с общественностью HBO, а затем руководил сетью платного телевидения в течение шести лет до 2019 года.

Даже такой политик, как бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, работал в Carlton Communications по связям с общественностью на телевидении задолго до того, как начал заниматься политикой, хотя мало кто захочет повторить его недавние лоббистские подвиги.

Салли Болтон, первая женщина-руководитель Всеанглийского теннисного клуба на лужайке, который каждое лето проводит чемпионаты Уимблдона, была назначена на должность главы корпоративного управления в 2016 году.

Но продвижение коммуникатора на вершину не является гарантией того, что корпоративное сообщение не запутается.

Джон Фэллон руководил корпоративными делами британской энергетической компании Powergen, прежде чем возглавил образовательную фирму Pearson, но в 2019 году он объявил, что уйдет в отставку после бурного периода, когда акции компании упали более чем наполовину.

Коммуникаторы идут - но даже они не всегда могут объяснить плохую работу.

Технологии влияют на каждый аспект корпорации
Немногие отрасли перешли на цифровые платформы быстрее, чем игры, чей рост в условиях изоляции замедлился только из-за отсутствия спортивных мероприятий, на которые можно было бы делать ставки.

Британская букмекерская контора William Hill была хорошо подготовлена к переходу, повысив своего главного цифрового директора Ульрика Бенгтссона до генерального директора в 2019 году, когда онлайн-ставки уже составляли более одной трети доходов группы.

В настоящее время компания William Hill переходит во владение американской группы казино Caesars Entertainment и предлагает образец для других фирм, а также для ИТ-директоров, технических директоров и других аналогичных руководителей.

Их функция, когда-то сосредоточенная на внутреннем уровне, может по-разному отвечать за обеспечение безопасности организации в киберпространстве, надежный контакт с клиентами и инновации, стимулирующие продажи. Поскольку технологии влияют на все аспекты деятельности корпорации, нет причин, по которым те, кто освоил их, тоже не могут их взять на себя.

Путь Вестберга к руководству Verizon. После того, как он руководил шведским производителем коммуникационного оборудования Ericsson, он стал главным техническим директором в 2017 году, когда американский телекоммуникационный гигант потратил миллиарды долларов на новую сеть 5G. В следующем году он дослужился до генерального директора.

Совет директоров всегда просят расширить свою сеть для ключевых назначений.

Это растущее функциональное разнообразие для поиска следующего генерального директора должно быть обнадеживающей тенденцией.

Джеймс Эштон пишет и говорит о лидерстве и бизнесе. Он был финансовым журналистом более 20 лет, в течение которых был городским редактором и исполнительным редактором Evening Standard, а также независимым редактором и городским редактором The Sunday Times. Он является автором книги «Девять типов лидеров», опубликованной Коганом Пейджем.